вторник, 9 ноября 2010 г.

КАК НАПИСАТЬ ТЕЛЕСЦЕНАРИЙ. Или из чего состоит телеторт?

Допустим, тебе впервые потребовалось сделать телефильм. Или телесюжет. Как подступиться к этой нелегкой, на первый взгляд, задаче?

Воспользуемся первым принципом исследователя: разделяй и властвуй. Телевидение похоже на большой торт. Приготовишь его вкусным - все будут есть (то есть, смотреть) и спасибо говорить. Нет - значит, вскоре этот торт будут делать другие, более умелые повара. Так вот, чтобы торт был действительно вкусным, у него должно быть много слоев. И все они должны довольно динамично меж собой перемежаться. Иначе зрителю станет скучно, и он проголосует против тебя кнопкой своего пульта.

Итак, есть около десятка хороших слоев для вкусного телеторта - основных составляющих каждой телепрограммы:


1. Заставка (или на тележаргоне - шапка)

Это то самое безобразие, которое начинается перед вечерними новостями, сразу после того, как секундная стрелка часов становится на "12". У канала "Россия" здесь постоянно бегут кони, а у "Первого" здесь уже много лет звучит легендарная "Время не ждет"... В общем, шапка - это графическая заставка, обозначающая начало программы.

Подумай, какая графика ярче всего раскроет тему твоего фильма или программы. Хорошо, если это будет что-то отличное от других, не банальное. Впрочем, для некоторых фильмов вполне достаточно и белых букв на черном фоне. Если они говорят сами за себя.


2. Подводка

В кадре появился диктор, и он что-то говорит... "Здравствуйте, я Иван Воропаев, сегодня вы увидите..." Это и есть подводка.

Подводка - это текст диктора, "подводящий" нас к сюжету. Здесь его задача заинтриговать зрителя, дать лишь начало информации - так, чтобы каждому было интересно посмотреть, что же будет дальше...

Есть еще ее сестренка Отводка - это тот случай, когда диктор добавляет что-то к пройденной теме уже после сюжета. Например, после репортажа со стадиона - итоги футбольного матча, которые стали известны только что.


3. Шпигель (или анонс)

А вот нам и показывают то, что мы вскоре увидим. Самые интересные фрагменты будущей программы. Но очень хитро - только по чуть-чуть и с интригующей текстовкой. Смотрите, дескать, дальше - все сами поймете.

Шпигель - это короткое изложение содержания предстоящего выпуска. Наживка на нашем телекрючке.


4. Сюжет

Ну, наконец-то! Приступили к сути. Корреспондент докладывает обстановку с места событий. Это и есть телесюжет - законченное публицистическое произведение в составе общей программы. Например, новостей. И сюжет этот тоже имеет свои составляющие: начитка, видеоряд, лайв, стенд-ап, синхрон, графика. А если это не новости - то в него может войти и музыкальная зарисовка.

Давайте по порядку.


5. Видеоряд + начитка (кое-где ее зовут наговОром)

Корреспондента в кадре не видать. Но он явно где-то здесь, потому как слышен его голос (начитка). А показывают тем временем место событий - то, о чем журналист рассказывает (видеоряд).


6. Стенд-ап

Видишь, корреспондент появился в кадре. Держит микрофон, смотрит нам в глаза и докладывает информацию. Значит, это stand-up (то есть, "стой прямо" - по-английски). Но стоять прямо нынче не рекомендуется. Лучше что-то делать. Просто необходимо, чтобы стенд-ап был оправдан. Если говоришь о корме для гусей, готовящихся стать фуа-гра - так покорми их с руки. О детском конструкторе - так сложи пирамидку! Иначе зачем ты здесь маячишь?




7. Лайв (или лайф - кому как приятнее)

Гуси радостно загоготали - и это уже лайв. То есть, кусочек жизни. Машина проехала. Ребенок заплакал. Птички запели. Если мы даем эти звуки жизни без текста, без музыки, живыми и без прикрас - все это и есть лайвы.


8. Синхрон

Корреспондент взял интервью у фермера, выращивающего гусей, но не стал давать его целиком. Он выбрал самый интересный фрагмент и показал его нам. Это и есть синхрон. Любой нормальный телевизионщик скажет: с этим делом не стоит затягивать. Синхроны дольше 20 секунд уже мало кто слушает. Такова уж особенность нашего современного мозга.




9. Графика

Система откорма гусей для фуа-гра очень сложная, и на пальцах ее не объяснишь. Поэтому журналист попросил своего коллегу - теледизайнера - нарисовать схему. Чтобы все на этой схеме двигалось, и зрителю было понятно, куда и зачем поступает корм. Вот и графика понадобилась... Так же нередко рисуют схему столкновений, таблицы цен или валютных курсов... В общем, графика - незаменимый инструмент телевизионщика. Не забывайте о ней, когда у вас нет видеоряда для своего текста. Или нужно объяснить нечто мудреное и сложное.


10. Музыкальная зарисовка

В новостях вы ее, конечно, не найдете... Но в любой другой программе - это отличный ход для оживления сюжета. Попросите оператора снять гусей, аппетитно поедающих новый корм, и положите на этот видеоряд песенку: "Жили у бабуси..." И веселее станет, и зритель улыбнется, от вашей нудной информации отдохнет и с новыми силами будет смотреть дальше...


11. Субтитр

Помните, фермер-гусевод перед нами выступал? А снизу было написано: "Гусейн Гусев, фермер". Это и был субтитр. "Суб" - значит, под. А есть еще и просто Титр.




12. Титр

Надпись на экране. Самодостаточная. Например, финальные титры - это перепись всех, кто работал над программой. Но их самих в кадре нет! Иначе это был бы СУБтитр. Или, титр может выступать названием новой главы нашего телефильма: "Гуси и лебеди..." Обычно в этом случае такая надпись совмещается с другой составной частью телепродукта, которая называется...


13. Отбивка (или перебивка)  

Это ближайшая родственница госпожи Заставки. Нередко - ее укороченная версия. Нужна для нескольких целей: для создания динамики, для перехода к новой главе фильма и, вообще, для напоминания о том, что за фильм сейчас смотрит зритель.   Бывает намного короче заставки, обычно длится не больше 3-5 секунд.

Заметить отбивку легко. Но особенно обращаешь на нее внимание после траурного сообщения в новостях. Просто в этом случае она идет без звука. И это делает ее более заметной.


Ну, вот, кажется, и все о слоях телеторта... Правда, есть еще масса интересных телевизионных терминов - пушка, интершум, хронометраж, тайм-код, говорящая голова... Но время-то уже позднее... Значит, будет о чем поговорить в следующий раз!

Заходите в гости!
.
.

2 комментария:

  1. Занятно расписано, спасибо, Артем.

    А ведь эта схема не только к телепрограмме, но ещё и к статьям в блоге прекрасно подойдёт. Со звуком, конечно не всё так просто...

    ОтветитьУдалить